Мистика Большого. Cекреты и суеверия

За почти четверть тысячелетия своего существования Большой театр превратился в легенду и, конечно, оброс своими традициями, секретами, слухами и мистическими историями. Мы собрали самые популярные, интересные и необычные из них.

1. Мифы

Огонь, болота и «чумные доктора». За первые сто лет здание Большого театра горело как минимум три раза. Первый — в 1780-х — еще до официального открытия, второй — в 1805 году и третий — в 1853-м. C тех пор сохранилась горькая шутка о том, что пожарные в Большом — главные люди после артистов. Причины вроде нетермостойких материалов и еще не разработанных в те времена правил противопожарной безопасности народу были неинтересны, поэтому он придумал свои, более экзотические. Одна из легенд гласит, что во время чумы 1603 года в болото на этом месте разъяренные москвичи бросили тело преступника, который грабил дома, прикидываясь лекарем. С тех пор площадь «проклята», а перед очередной катастрофой в театральных подвалах якобы появляется силуэт в черном плаще с капюшоном. По другой версии, пожар вызвали излишне демонические сцены из балета «Русалка».

Призрак-спаситель. Есть еще одна история, связанная с огнем, более вдохновляющая. Во время одного из пожаров крестьянин Василий Марин вытащил из пылающего здания Большого театра застрявшего там человека и был впоследствии награжден Николаем I медалью. По легенде, после смерти Василия его призрак появляется на московских пожарах и спасает людей.

Придуманная муза. Если приверженцы легенды о «чумном докторе» верят в то, что все зло идет из подвалов театра, то авторы следующей версии ищут его в противоположном направлении — на потолке. Дело в том, что академик Алексей Титов, заведующий росписью плафона «Аполлон и музы» в зрительном зале, был возмущен тем, что у греков не было покровительницы живописи. Но он не растерялся и придумал ее сам — с палитрой и кистью в руках. Чтобы не нарушать композицию, пришлось убрать музу священных гимнов Полигимнию. Естественно, боги (почему-то греческие) тут же обрушили на театр свой «огненный» гнев.

Белые тараканы. Мифы вокруг Большого возникают и сейчас. Правда, если раньше угрозы были глобальными: пожары, призраки, гнев богов, то в XXI веке они сильно измельчали. Выступление Юрия Лужкова на открытии исторического фасада театра после реконструкции заставило впечатлительных театралов опасаться белых тараканов фантастических размеров, которые, по словам бывшего мэра Москвы, обитают под зданием и будут пострашнее всяких там подземных рек и болот.

2. Традиции и суеверия

Талисманы и ритуалы. Помимо большой, глобальной «магии», у каждого артиста театра есть своя, личная. Многие танцовщики и оперные певцы заводят себе амулеты или повторяют ритуалы, когда-то уже принесшие им удачу. Так, Федор Шаляпин однажды подарил коллеге, потерявшей голос, свой перстень со словами: «Это кольцо принадлежало Петру Первому и было освящено патриархом всея Руси. Тот, кто носит это кольцо, всегда в голосе». У Елены Образцовой во время концертов на рояле всегда лежал плюшевый песик Бобка, которого мама певицы купила, еще находясь в положении. А Галина Вишневская имела привычку перед выступлением здороваться со сценой.

Кусочек сцены на память. Если выступая в Большом, артисты носят с собой обереги, то покидая труппу, на память они берут фрагмент деревянного покрытия сцены. Эта традиция осталась со времен архитектора Бове, отстроившего новое здание театра после пожара 1805 года: пол сцены часто менялся, так как дерево быстро портилось из-за крепления декораций.

3. Мистические постановки

Какие бы легенды и страшилки ни ходили вокруг Большого театра, постановщиков они совсем не пугают. Наоборот, хореографы, дирижеры и режиссеры сами с удовольствием создают спектакли на мистические темы. Здесь танцевали балет Алексея Ратманского «Леа» по пьесе С. А. Ан-ского «Диббук», где в девушку вселяется неуспокоившийся дух-демон ее прежнего поклонника. Владимир Васильев ставил «Заклятие дома Эшеров» по страшному рассказу Эдгара Аллана По. Американский хореограф Джон Ноймайер выводил на сцену Большого хороводы нимф, фей и прочей лесной «нечисти» из «Сна в летнюю ночь».

И сейчас в репертуаре театра присутствуют постановки с «потусторонними» сюжетами. Второй акт балета «Жизель» населен призракам умерших девушек, половина персонажей в «Сильфиде» — духи и ведьмы. Из-за оккультных эпизодов оперу Сергея Прокофьева «Огненный ангел» театры не решались ставить почти 30 лет! К настоящему моменту она идет в Большом уже 12 лет — и ничего. Так что есть все основания полагать, что давние проклятия, если они и были, рассеялись — и артисты могут спокойно работать, а зрители — наслаждаться спектаклями на любую, даже самую мистическую тему.

Мистика Большого. Cекреты и суеверия

Другие материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *