Помните? Кассы-копилки стояли в автобусах?

Помните? Кассы-копилки стояли в автобусах?

В 1959 году частично упразднили кондукторов, установив вот такие кассы для билетов в автобусах, троллейбусах, трамваях — устройства для оплаты проезда. Бросаешь в нее 5 коп-в автобусе, трамвае — 3 коп., в тролейбусе — 4 коп., а потом крутишь рукоятку (монетка на твоих глазах там, за прозрачным пластиком, перемещается и падает внутрь), отматываешь себе билетик.
Отрываешь. Готово. Никакого защитного механизма там не было. Билет можно было отрывать и не бросая 5 коп. Но это было стыдно и никто так не делал. Если автобус ходил в пригороды — то надо было покупать уже 2 или даже 3 билета по 5 коп. И народ бросал 15 копеек и отрывал три билета. По воспоминаниям некоторых жителей СССР были билетные автоматы-кассы — бросаешь монету, автоматически получаешь билет (по типу как в метро для размена).

Деньги ссыпались в специальный мешок, откуда доставались в парке, на кольце. А самые ловкие и изобретательные пассажиры до сих пор убеждают знакомых, что привязывали к монете нитку и после выдачи билета вытягивали её обратно. Кроме того, после оплаты можно было открутить от мотка сколько угодно билетов. Правда, была вероятность после этого попасться на глаза какой-нибудь сознательной гражданке и быть пойманным с поличным.

На линии работали контролеры. При неоплаченном проезде прямо на месте взымали штраф. Если же на пути контроля попадался упрямый гражданин, отказывающийся оплатить положенное, его отводили в отделение милиции. К сожалению, контролеры с каждым годом появлялись в салонах транспорта все реже и реже, так что «зайцев» на маршрутах каталось немало.

Вообще, такая система должна была развивать сознательность советских людей и контроль за исполнением правил со стороны общества. Поэтому автоматы ставили так, чтобы их было видно со всех сторон, а верх у них делали из прозрачного материала, чтобы всем было видно: в автомат упала монетка правильного номинала.

В 70-е годы параллельно с кассами появляются компостеры. Принцип их действия был такой: пассажир у водителя или в многочисленных киосках Союзпечати покупал ленту или книжечку билетов на 10 поездок, а во время поездки отрывал один из них и пробивал на компостере. Каждый автомат выбивал разную комбинацию дырочек, так что зашедший в вагон контролер пробивал для наглядного примера свой билет, а затем сравнивал положение и количество отверстий на билетах всех пассажиров.

В конце 80-х годов в стране полностью отказались от касс, а компостеры просуществовали до середины 90-х годов. В 1998 году на линию стали возвращаться кондукторы.

В разных видах и с разным успехом старая бескондукторная система просуществовала в нашей стране больше тридцати лет.

Помните? Кассы-копилки стояли в автобусах?
Помните? Кассы-копилки стояли в автобусах?
Помните? Кассы-копилки стояли в автобусах?
Помните? Кассы-копилки стояли в автобусах?
Помните? Кассы-копилки стояли в автобусах?
Помните? Кассы-копилки стояли в автобусах?
Помните? Кассы-копилки стояли в автобусах?
Помните? Кассы-копилки стояли в автобусах?
Помните? Кассы-копилки стояли в автобусах?
Помните? Кассы-копилки стояли в автобусах?

Другие материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *