Пять главных зданий Замоскворечья

Третьяковская галерея

Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10

Третьяковская галерея не просто главная достопримечательность района — это важнейший символ Москвы, один из самых известных музеев России, с которым может соперничать разве что Эрмитаж.

Галерея расположена в бывшей усадьбе знаменитого коллекционера Павла Михайловича Третьякова. Когда ему было 28 лет, он написал завещание, согласно которому после смерти его дом и вся коллекция должны перейти городу для устройства общедоступного музея изобразительных искусств. Художники, вдохновленные благородной целью Третьякова, стремились продавать свои картины ему. В результате Павел Михайлович стал крупнейшим коллекционером своего времени.

Открытие галереи состоялось в 1893 году, еще при жизни Третьякова. Для ее организации он отдал часть своей усадьбы. Создание музея было делом всей жизни Павла Михайловича — последними словами, которые он произнес на смертном одре, стало напутствие потомкам: «Берегите галерею и будьте здоровы». После революции галерея стала государственной и коллекция начала стремительно пополняться произведениями искусства из частных собраний бывших дворян и купцов, а также иконами из закрытых и разрушенных храмов.

Сегодня в Третьяковке насчитывается более ста тысяч произведений. Конечно, не все можно увидеть в Лаврушинском переулке. У галереи есть несколько филиалов, а часть коллекции находится в запасниках. Третьяковская галерея продолжает расширяться: в 2018 году будет введен в эксплуатацию новый сверхсовременный музейный комплекс на Кадашёвской набережной.

Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия

Адрес: улица Большая Ордынка, дом 34

Великолепный ансамбль Марфо-Мариинской обители сложился в начале XX века. Основательницей и настоятельницей общины сестер милосердия была великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. На территории обители, которая открыла свои двери в 1909 году, построили здания больницы, амбулатории, аптеки и приюта, а также жилой дом для сестер и священника. Главным украшением комплекса на Большой Ордынке является Покровский храм — шедевр неорусского стиля, одно из лучших творений архитектора Алексея Щусева. Росписи в церкви выполнил еще один великий мастер — Михаил Нестеров.

После революции 1917 года Елизавета Федоровна была казнена, а обитель закрыта. В Покровском храме расположились реставрационные мастерские. Возрождение общины сестер милосердия произошло в 2009 году, когда обитель праздновала столетний юбилей. В наши дни были восстановлены институты, которые создавала великая княгиня Елизавета Федоровна. Как и в начале XX века, сегодня сестры трудятся и совершают дела милосердия. Уникальный ансамбль Марфо-Мариинской обители сохранился до наших дней почти в первозданном виде.

Палаты Аверкия Кириллова и храм Николы на Берсеневке

Адрес: Берсеневская набережная, дома 18 и 20

Старомосковский уголок на Берсеневской набережной — одно из немногих мест столицы, где можно увидеть сразу так много исторических памятников. Например, один из главных шедевров русского узорочья в гражданском зодчестве — палаты Аверкия Кириллова. Этот дом называли не просто украшенным, а изукрашенным. Даже если бы из всех построек XVII века остались только палаты Кириллова, мы бы имели полное представление об узорочье — главном архитектурном стиле времен первых Романовых. Наличники, кокошники, столбы-кубышки, гирьки, полуколонки, изразцы — здесь есть все основные элементы узорочной декорации.

Если кого-то интересует храмовое зодчество XVII столетия, он опять-таки не сможет пройти мимо Берсеневской набережной. Недалеко от палат Аверкия Кириллова стоит прекрасная церковь Николы на Берсеневке. Не нужно быть архитектурным экспертом, чтобы понять, что жилой дом и храм построены в одно время, в одном стиле и, вероятнее всего, одним зодчим (заказчик точно один — все тот же Аверкий Кириллов). Это не просто два здания середины XVII века — они образуют яркий и гармоничный узорочный ансамбль. Таких неповторимых комплексов в Москве очень мало.

Театральный музей имени Бахрушина

Адрес: улица Бахрушина, дом 31/12

В Замоскворечье много достопримечательностей, заслуживающих внимания, и не каждый житель района назовет Театральный музей имени Бахрушина главной из них. Но не упомянуть о нем невозможно: это редкий для Москвы музей с одним из самых больших собраний театральных экспонатов в мире. Собирать уникальную коллекцию начал Алексей Александрович Бахрушин — представитель семьи известных московских предпринимателей, которых называли профессиональными благотворителями. Они многое сделали для Москвы, их дела и сегодня помнят жители города. Музей был открыт в 1894 году, когда Алексей Александрович впервые показал свою коллекцию.

Бахрушин был страстным коллекционером. Он мог годами охотиться за какой-нибудь театральной диковинкой. В каждом крупном европейском городе у него были агенты, которые регулярно изучали ассортимент антикварных магазинов и городских рынков. Алексей Александрович мог предложить немыслимую сумму за интересующий его предмет. В 1896 году архитектор Карл Гиппиус построил для музея новое здание — прекрасный псевдоготический замок. В 1913 году Бахрушин передал музей в ведение Академии наук и сделал его достоянием Москвы. Чтобы сохранить и защитить свою коллекцию в непростое для страны время, Алексей Александрович не эмигрировал после революции 1917 года, а остался во главе Театрального музея.

Церковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Адрес: улица Большая Ордынка, дом 20

Церковь на Большой Ордынке — исключительный пример храма, созданного двумя гениальными архитекторами разных поколений. В конце XVIII века колокольню и трапезную построил Василий Баженов — величайший мастер классицизма. Несколько десятилетий спустя, в 1830-е годы, проект мощной ротонды, выходящей на красную линию улицы, разработал Осип Бове — главный архитектор послепожарной ампирной Москвы. Объекты, построенные в разное время, прекрасно сочетаются друг с другом благодаря ионическим колоннам трапезной и ротонды, а также другим схожим украшениям.

Храм Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» называли «самым европейским» или «самым петербургским» в Первопрестольной. Такие прозвища он получил не только из-за необычной для Москвы архитектуры, но и благодаря уникальным интерьерам, сохранившимся до наших дней. Росписи в трапезной сделаны в XIX столетии на сюжеты западноевропейского изобразительного искусства. Мощный купол держится на двенадцати могучих колоннах. Но самое интересное внутри… Это ампирный иконостас в виде триумфальных ворот с иконами. Паломники приходят в церковь на Большой Ордынке ради чудотворной иконы, известной с XVII века.

Источник: Официальный сайт Мэра Москвы


Пять главных зданий Замоскворечья
Пять главных зданий Замоскворечья
Пять главных зданий Замоскворечья
Пять главных зданий Замоскворечья
Пять главных зданий Замоскворечья

Другие материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *