Удивительные железнодорожные станции Москвы и Подмосковья.

Если все привычные развлечения уже надоели, а центральные улицы пройдены вдоль и поперёк, можно отправиться в выходные изучить железнодорожную архитектуру: водонапорные башни в Подсолнечном, конструктивистский вокзал в Филях, императорский павильон в Каланчевском и еще уйму архитектурных шедевров на железных дорогах в Москве и окрестностях.

1. Станция «Ховрино».
Первый вокзал в Ховрино был небольшим и деревянным, его построили в 1870 году. В 1908—1910 годах станция начала использоваться для связи Николаевской железной дороги с только что построенной Московской окружной железной дорогой, и вокзал было решено заменить. Там появилось здание вокзала с высокой платформой и два жилых дома. Вокзал строили по типичной схеме: главный вестибюль с выходами в город и на перрон располагался по центральной оси, по бокам от него находились два зала ожидания. Один был рассчитан на пассажиров I и II классов, а другой — на III класс. Одноэтажное здание, облицованное декоративным кирпичом, построили в традициях промышленной архитектуры, украсили карнизами и пилястрами. Пол покрыли метлахской плиткой, часть которой сохранилась до сих пор. Потолки украшались лепными карнизами. Вокзал отапливался печами в подвале, дым выходил наружу через каналы, прогревая стены.
При электрификации участка Москва — Крюково в Ховрино построили новые пассажирские платформы, вокзал остался в стороне от основного траффика. Позже он был отрезан от станции новыми железнодорожными путями, а в старом здании разместилась школа проводников пассажирских вагонов, затем его использовали под мастерские. Ныне вокзал пустует. Жилые пристанционные дома по-прежнему принадлежат железной дороге — там живут рабочие.
Как добраться: ст. Ховрино — доехать можно от Ленинградского вокзала

2. Платформа Рабочий поселок.
Платформа Рабочий поселок белорусского направления появилась в 1951 году во время электрификации Белорусского направления от Москвы до Одинцово. После войны на части территории бывшего Кунцевского военного лагеря немецкие пленные построили жилые кварталы. Архитектура домов представляла собой упрощенный вариант сталинского ампира, с балконами, эркерами, фигурными фронтонами. Гладкое поле стен было покрыто яркой лимонно-желтой краской, все архитектурные детали были белыми. Это цветовое решение микрорайона не менялось на протяжении многих лет, и за эту необычную расцветку весь район именовался страной Лимонией. Часть домов сохранилась до нашего времени.
Павильон платформы строился как въездные ворота в Кунцево. Он состоит из центральной капитальной части и двух открытых летних веранд сбоку. В центре — небольшой зал ожидания, билетные кассы и техническое помещение. Вход возможен только с пассажирской платформы, однако раньше существовал и парадный портал с каменным крыльцом со стороны привокзальной площади, в настоящее время замурованный. Сейчас это один из последних уцелевших павильонов эпохи сталинского ампира в стране.
Как добраться: ст. Рабочий поселок — доехать можно от Белорусского вокзала

3. Вокзал станции Кунцево-1.
Вокзал станции подмосковного города Кунцево, включенного в состав Москвы в 1960 году, построили по проекту архитектора Струкова. Он трудился на Московско-Брестской железной дороге в 1891—1910 годах и стал автором в том числе Брестского — ныне Белорусского — вокзала.
Вокзал Кунцево-1 — это неоготика, напоминающая небольшой замок. Несимметричная композиция с высокой башней в одном из углов, стрельчатые окна, парапет наподобие зубчатой крепостной стены, идущий по периметру крыши, усиливают сходство. Со стороны города дом венчает башня с фронтоном и кровлей заостренной формы. Первоначально основная площадь стен не была оштукатурена: на фоне темно-красного кирпича выделялись белые накладные детали — стрельчатые наличники, контрфорсы, декоративные башенки. Вся территория вокруг закрыта невысокой оградой, символизирующей крепостную стену. 
Как добраться: ст. Кунцево-1 — доехать можно от Белорусского вокзала

4. Станция Фили.
На станции Фили Белорусского направления существует уникальный ансамбль, выполненный в стиле конструктивизма, — аналогов этому комплексу нет ни на одной железнодорожной станции в пределах столицы. Станция появилась в 1870 году как небольшой полустанок на Московско-Смоленской железной дороге.
С 1916 году вблизи началось развитие промышленных предприятий, из-за которого вырос пассажиропоток, Фили расширили. Уже в 1930-е для пассажиров построили небольшой конструктивиский вокзал и пост централизации стрелок и сигналов, позволивший собрать все управление в одном здании. Вокзал представлял собой симметричный одноэтажный дом с повышенной центральной частью — там был зал ожидания — и с боковыми крыльями. В соответствии с принципами конструктивизма у вокзала нет никакого декора — стены гладкие. Для освещения зала ожидания и внутренних помещений сделали большие окна со сплошным остеклением практически на всю высоту. Единственным украшением фасада является название станции Фили, написанное характерным для конструктивизма шрифтом. Двускатная крыша спрятана за продолжениями фасадных стен — с земли она не видна. В похожем стиле построили и пост централизации — многоярусную башню с окнами. Часть углов округлили так, что перпендикулярные несущие стены будто перетекают одна в другую.
Как добраться: ст. Фили — доехать можно от Белорусского вокзала

5. Водонапорные башни на станции Подсолнечная.
Водонапорные башни на станции Подсолнечная появились еще в 40-х годах XIX века — одновременно со строительством железнодорожной линии Санкт-Петербург — Москва по образцовому проекту архитектора Рудольфа Желязевича, создавшего большую часть построек Николаевской магистрали. А главным архитектором Петербурго-Московской железной дороги был Константин Тон, автор храма Христа Спасителя.
Такие башни строились на всех станциях III и IV классов у пассажирских платформ в местах остановки паровозов. Дорога сразу делалась двухпутной, и каждая башня обслуживала свой путь, поэтому башни строились парами — одна напротив другой. Башни служили своего рода парадными воротами, обрамлявшими въезд. Внутри них на втором этаже располагался бак для воды, а на первом — устанавливались водоподъемные насосы и паровые двигатели. Из бака вода самотеком подавалась в тендер паровоза через специальный настенный кран. 
До настоящего времени сохранилось всего две пары башен Николаевской железной дороги — на станции Подсолнечная в Подмосковье и на Грядах на участке Чудово — Малая Вишера. Кроме того, уцелели несколько одиночных башен на станциях Академическая и Бурга.
Как добраться: ст. Подсолнечная — доехать можно от Ленинградского вокзала

6. Станционный дом в Покровском-Стрешневе.
Вокзал в Покровском-Стрешневе построили в 1908 году. Архитектура этого вокзала перекликается с постройками усадьбы Покровское-Стрешнево, находящейся неподалеку. Например, угловая башенка повторяет вид и пропорции башен в усадебной ограде. Фасады кирпичной части были украшены майоликой, крышу поддерживали фигурные металлические кронштейны. Деревянный навес опирался на резные деревянные колонны, имел кровлю сложной формы, заканчивавшуюся высоким шпилем. 
В 1945 году участок дороги от Рижского вокзала до Нахабино электрифицировали, вместо поездов на паровой тяге пришли электрички, для которых построили новую платформу. Со временем соединительная ветвь от разъезда Покровское-Стрешнево на Окружную железную дорога оказалась ненужной. Вокзал приспособили под склад путейского инвентаря. C 2011 года станционный домик считается памятником архитектуры регионального значения. 
Как добраться: ст. Покровское-Стрешнево — доехать можно от Курского или Рижского вокзала

7. Станция Подмосковная.
Еще одна станция Московско-Виндавской железной дороги, Подмосковная, была основным пунктом назначения для грузов, направленных к Москве по новой линии. Там было паровозное депо, поселок для служащих и деревянный вокзал. Из-за задержки в строительстве Виндавского (Рижского) вокзала несколько месяцев в 1901 году Подмосковная была конечной станцией для всех поездов, приходивших в Москву, а ее деревянный вокзал выполнял функции столичного.
Вокзал использовался по назначению до 1945 года. С этого года пригородные поезда стали останавливаться у вновь построенной платформы Красный Балтиец, существующей в наши дни, а вокзал превратился в железнодорожную телефонную станцию, обеспечивающую связь между всеми пунктами от Москвы до Нахабино. 
В 2001 году телефонный узел закрылся — вокзал стоял заброшенным, несколько раз горел. Тем не менее здание сохранило историческую планировку и множество оригинальных деталей. В 2008 году оно получило статус объекта культурного наследия. Депо с административными домиками открылось после реставрации в июле 2015 года — теперь там Музей железных дорог и ремонт действующих паровозов.
Как добраться: ст. Подмосковная — доехать можно от Рижского вокзала

8. Платформа Каланчевская.
Императорские павильоны — небольшие вокзальные здания, предназначенные для официальных встреч особ императорской фамилии или кратковременного их пребывания во время остановок в пути. Один из таких павильонов сохранился у платформы Каланчевская. Его построили в 1896 году для встречи Николая II, прибывшего в Москву на коронацию, делегацией московских чиновников и представителей дворянства. Внутри павильона была расставлена мебель для царской семьи и массивные дубовые скамьи с вензелями для остальной публики. Внутри портика, над входом, находилось изображение двуглавого орла, каким-то непонятным образом сохранявшееся все советские годы и дошедшее до нашего времени.
Однако незадолго до коронации церемонию въезда императора в Москву изменили и царский поезд прибыл на Брестский — теперь Белорусский — вокзал. Связано это было с большим количеством встречающих: на Каланчевской и Мясницкой улице попросту образовались бы пробки из желающих посмотреть на императорскую семью. Летом 1896 года Николай все же остановился в этом павильоне по пути на Нижегородскую выставку.
Как добраться: ст. Москва-Каланчевская — пешком от площади трех вокзалов (Ярославского, Ленинградского и Казанского) и станции метро «Комсомольская»

9. Платформа Павелецкая-Товарная.
Павелецкое направление пришло в Москву одним из последних — его строительство началось в 1897 году. Оно считалось крайне выгодным, по нему должны были пойти в центральные районы страны хлебные грузы из черноземных областей. 
Недалеко от вокзала, названного сначала Саратовским, а потом Павелецким, построили «коренное паровозное депо на тринадцать стойл» веерного типа. Остатки зданий по сей день сохраняются близ платформы Товарная, используются в качестве мастерских или подсобных помещений и хорошо видны из проходящих поездов.
Для снабжения водой паровозов и самого депо в 1889—1899 годах на краю станции построили водонапорную башню. На уровне третьего этажа на кольцо внешних стен опирается клепаный металлический бак для воды, из которого она расходилась по системе трубопроводов к станционным постройкам.
Как добраться: ст. Москва-Павелецкая-Товарная — пешком от Павелецкого вокзала и станции метро «Павелецкая»

10. Вокзал на станции Потылиха.
Потылиха — полустанок Московской Окружной железной дороги. Название происходит от окружающей местности — действительно тыла Москвы на момент постройки здания (1905-1907). Вокзал Потылихи является самым высоким вокзальным зданием в Москве: в нем пять этажей.
Железная дорога проходит через московскую местность Потылиху по высокой насыпи, поэтому для удобного наблюдения за поездами и подъема пассажиров на платформу потребовалось такое высокое здание. Выход на перрон осуществлялся с четвертого этажа через балкон и изящный металлический мостик, перекинутый на железнодорожную насыпь (мостик не сохранился). Пассажиры могли подняться к выходу на перрон по лестнице или воспользоваться электрическим лифтом — вероятно, это первый случай оборудования вокзала лифтом на отечественных железных дорогах. 
Как добраться: Полустанок Потылиха — находится на ул. Потылиха, в районе станции метро «Кутузовская».

11. Станция Канатчиково.
Если пройти по Канатчиковскому проезду, а потом спуститься на несколько ступенек к железнодорожным путям, можно попасть в начало ХХ века. Небольшой изящный вокзал, лавки на перроне, аккуратно постриженные кусты, клумбы, красивые чугунные фонари, искусно вплетенные в кованую металлическую ограду.
Арочные окна с лепными наличниками, полуколонны на фасаде двухэтажного здания и даже две львиных головы, охраняющие главный вход, — все это больше похоже на дворянскую усадьбу, чем на общественную постройку. Внутри были залы ожидания трех классов: в первом находились мягкие диваны и иконостас, во втором пассажирам предлагали присесть на деревянные скамьи, а в зале третьего класса сидений не было вовсе. 
Через дорогу сохранились два типовых жилых дома для сотрудников станции. Один из них — чистый модерн, а второй почти невозможно узнать из-за огромного количества перестроек и позднего пластикового фасада. Чуть ближе к улице Вавилова стоит сильно перестроенный пост центрального управления стрелками и сигналами станции Канатчиково с характерными арочными окнами на втором этаже, через которые дежурный мог заранее увидеть приближающийся поезд.
Как добраться: Станция Канатчиково — находится в Канатчиковском проезде, до него можно дойти пешком от станции метро «Ленинский проспект».

Удивительные железнодорожные станции Москвы и Подмосковья.
Удивительные железнодорожные станции Москвы и Подмосковья.
Удивительные железнодорожные станции Москвы и Подмосковья.
Удивительные железнодорожные станции Москвы и Подмосковья.
Удивительные железнодорожные станции Москвы и Подмосковья.
Удивительные железнодорожные станции Москвы и Подмосковья.
Удивительные железнодорожные станции Москвы и Подмосковья.
Удивительные железнодорожные станции Москвы и Подмосковья.
Удивительные железнодорожные станции Москвы и Подмосковья.

Другие материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *